Золочение – нанесение на поверхность тончайших листов золота.

С самых давних времен золочение являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото – один из первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по своим свойствам и декоративным качеств, превосходит все другие металлы.

Первые упоминания о нанесении листового золота на поверхность изделий, появились еще в древнем Египте примерно 10 век до н.э. В древности изделия изготовляли из золота путем ковки или литья, что было легче, чем литье меди, температура плавления которой на 20o выше, чем золота.

Кроме блеска, одним из первых свойств золота была обнаружена просто удивительная пластичность. Способность расплющиваться в тончайшую пленку использовалась нашими предками очень широко. Такой материал мог быть несколько тоньше волоса, сохраняя при этом все свои характеристики. Именно по этой причине, листовое золочение – самый древний метод этой категории искусства, технологический процесс которого не меняется на протяжении тысячелетий.

Широко применялось, особенно в Египте, листовое золото – фольга. Фольгой покрывали самые различные предметы, как металлические, так и деревянные. Например, фольгу накладывали (и укрепляли с помощью пайки) на медь, бронзу, серебро. Золотой фольгой покрывали деревянную мебель. Листовое золото уже в древности использовалось для изготовления зубных коронок. Покрытие золотом изделий из меди спасало их от коррозии.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота в живописи содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно рассказано о приготовлении из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда так называемого грунта для пергамента и нанесении на него листочков золота. Завершая это описание указанием на полировку золота зубом или аметистом.

Отделка внутренних помещений сусальным золотом

Внешняя отделка лепного декора и кованных изделий сусальным золотом

Золотые предметы различного назначения найдены археологами в культурных слоях, относящихся к IV и даже V тысячелетию до н.э.

В III и II тысячелетиях до н. э. золото уже было широко распространено в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, с глубокой древности оно было известно в качестве драгоценного металла народам американского и европейского континентов.

Золото, из которого сделаны древнейшие украшения, нечисто, в нем содержатся значительные примеси серебра, меди и других металлов. Лишь в VI в. до н. э. в Египте появилось практически чистое золото (99,8%)

Кованное и литое изделие из золота ≈ 13-10 век до н.э.

Процесс изготовления сусального золота ручным способом

1. Плавление золота и отлив в форму бруска.
2. Прокатка бруска золота через механические вальцы в тонкую ленту.
3. Лента золота нарезается на квадраты, каждая золотая пластинка. прокладывается папиросной бумагой в стопку и фиксируется между 2мя кусками кожи.
4. Мастер наносит до тысячи ударов по стопке золота с равномерной силой.
5.Упаковщик в ручную обрезает неровные края и фасует сусальные листы в книжки.

Процесс изготовления сусального золота промышленный

1. Плавление золота и отлив в форму бруска.
2. Прокатка бруска золота на станке с вальцами в тонкую ленту.
3. Лента золота нарезается на квадраты, каждая золотая пластинка прокладывается папиросной бумагой в стопку, формируется пачка до 300 листов.
4. Гидравлический молот равномерно отбивает пачку золота по всей поверхности до толщины листов 0,1 микрон.
5. Упаковщик в ручную обрезает неровные края и фасует сусальные листы в книжки.

Примеры листового золочения в древнем Египте

Золочение в живописи ≈ 8 век

Безусловно чаще всего в живописных образах и работах золото использовали иконописцы и не всегда доподлинно известны работы авторства того или иного мастера.

Наверно самый известный в широких массах знаменитый австрийский художник Густав Климт. Самые известные его работы – «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Поцелуй» и «Водяные змеи I» относятся к «золотому периоду» в творчестве художника. Климт с детства знаком с золотом – он родился в семье гравера по драгоценным металлам и обучался ремеслу у отца. Художника восхищала средневековая церковная живопись Италии. На создание «сияющих» картин его вдохновили богато украшенные золотом древние византийские мозаики. Климт перенес их роскошь и блеск в современное изобразительное искусство.

Виды золочения

Огневое золочение
Пример работ

Огневое золочение считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.
Огневое золочение считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Гальваническое золочение
Пример работ

Способ гальванического золочения (и серебрения) дает очень прочный слой золота и серебра, обладающий большой химической стойкостью, высокой теплопроводностью, и, кроме того, позволяет придавать ему желаемую толщину, так как покрытие золотом или серебром можно таким образом нарастить. Гальванический способ применяется и для раззолочения (рассеребрения) покрытий: приготавливают ванну, растворяя цианистый калий в воде, в нее опускают изделия и медную (серебряную) пластинку, пропускают ток, и все золото (серебро) с изделий оседает на пластинке.
Способ гальванического золочения (и серебрения) дает очень прочный слой золота и серебра, обладающий большой химической стойкостью, высокой теплопроводностью, и, кроме того, позволяет придавать ему желаемую толщину, так как покрытие золотом или серебром можно таким образом нарастить. Гальванический способ применяется и для раззолочения (рассеребрения) покрытий: приготавливают ванну, растворяя цианистый калий в воде, в нее опускают изделия и медную (серебряную) пластинку, пропускают ток, и все золото (серебро) с изделий оседает на пластинке.

Чесночное золочение
Пример работ

Один из древних русских способов называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Золото при таком золочении приобретает необычный блеск.
Один из древних русских способов называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Золото при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение на полимент
Пример работ

Способ золочения на полимент еще называют "русским" или "на водку". Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото "горит", становится "жирным", то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота.
Способ золочения на полимент еще называют “русским” или “на водку”. Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото “горит”, становится “жирным”, то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота.

Масляное золочение
Пример работ

Самый распространенный способ золочения называется "масляным". На подготовленную отшлифованную поверхность левкаса наносится специальный лак - мордан. Существуют две разновидности лака, различающиеся по скорости высыхания: трехчасовой и двенадцати часовой. По наступлению рабочего состояния, липкости на клей наносят листы сусального золота или поталь.
Самый распространенный способ золочения называется “масляным”. На подготовленную отшлифованную поверхность левкаса наносится специальный лак – мордан. Существуют две разновидности лака, различающиеся по скорости высыхания: трехчасовой и двенадцати часовой. По наступлению рабочего состояния, липкости на клей наносят листы сусального золота или поталь.